О НЛП просто, но понятно. SCORE, ТОТЕ, и т. д.
НЛП - это очень просто. НЛП
- это то, чем мы занимались всю жизнь, не осознавая этого. И
результат был соответственный - часто думали, что наделали вместо
того, чтобы делать что задумали. Основными понятиями в НЛП являються
КАЛИБРОВКА, ПОДСТРОЙКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ.
КАЛИБРОВКА
- это просто очень внимательное наблюдение за внешними проявлениями
движений и микродвижений человека и сопоставление их с его мыслями
и чувствами. Наверное любой человек может определить по внешнему
виду - смеется человек или рыдает, спит или пляшет, наконец.
Это уже калибровка. Только пока довольно грубая. В НЛП этот
навык оттачивается многократными упражнениями хотя бы до степени
- врет не врет. Можно и больше, можно действительно угадывать
мысли. Только зачем?
"Ну допустим ты пробил головой
стену. И что ты будешь делать в соседней камере?" С. Лец.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
- еще проще. Вспомните себя детьми - или понаблюдайте за маленьким
ребенком. Совсем маленьким. Он наблюдает за мимикой взрослых.
И повторяет. Копирует. Чуть старше возраст - уже игры в дочки-матери
- тоже моделирование будущих ролей. А как копировали поведение
любимых героев фильмов или книг (сейчас детям труднее - скопируте
например, черепашек-ниндзя)! Опять моделирование. Другими словами
моделирование - это обучение, но обучение осмысленное. С улучшением.
Так что прошу не путать с вульгарным воровством интеллектуальных
ценностей. Ну а основной шаблон изменений в НЛП вообще до смешного
прост. Сократ его выразил так "Очень просто достичь желаемого.
Надо просто каждый шаг делать в нужном направлении."
Можно и формулой A+B=C,
где
А - что мы имеем сейчас
С - что хотим получить
В - что для этого не хватает.
В НЛП эта формула пишется так:
Н.С. + Р = Ж.С. соответственно
Н.С. - настоящее состояние - что имеем или
ощущаем (если хотим изменить физическое состояние).
Р - необходимый ресурс (навык, состояние или
воспоминание). Его или извлекают из памяти или моделируют -
см. выше.
Ж.С. - желаемое состояние-что хотим получить (или чувствовать
- если есть желание изменять эмоции самому).
Простой пример - мало знаний.
Что хотим - научиться. Какой ресурс? - интернет или книги или
курсы. А лучше все вместе.
Теперь можно поговорить и о
модели SCORE. Достаточно расширить чуть-чуть
выведенную нами формулу. Ведь любое состояние имеет причину,
и после получения желаемого надо тоже как-то жить дальше- но
об этом далеко не всегда задумываются. И зря. И причину и отдаленные
последствия ( или эффект ) надо учитывать.
S- симптом - опять настоящее состояние;
C-причина(cause) ;
O-желаемое состояние (outcome);
R-опять ресурс;
E-эффект.
Думаете, модель TOTE
сложнее? Отнюдь. Мы ее применяем буквально на каждом шагу. Делая
очередной шаг (в прямом или переносном смысле ) мы сознательно
или бессознательно проверяем - туда ли идем, не наступили ли
на что-то не слишком приятное и, исходя из этого, идем дальше
или выбираем другое направление или останавливаемся и вытираем
ноги. Это она и есть - TOTE.
Т - тест (куда хотели идти)
О -операция (шаг)
Т - тест (туда ли идем )
Е - выход (exit - уж извините за произношение).
Ну, собственно и так далее. Можно обьяснить даже выпускникам
подготовительной группы детского сада. Если хотите что-то спросить
- спрашивайте. Отвечу. Только намекните-просто или посложнее
отвечать. Мне иногда тоже хочется почувствовать (или вообразить)
себя умным.
Хорошо бы как Р. Дилтс: "Данная
модель (TOTE) показывает, что в процессе мышления мы (сознательно
или бессознательно) намечаем себе цели и разрабатываем тесты
- проверку (тест), с помощью которой определяем, достигнута
ли данная цель. Если нет - мы действуем (операция), что-либо
изменяя или совершая для приближения к своей цели. Когда же
критерии нашей проверки удовлетворены, то мы выходим на следующий
этап (Выход). Таким образом, функция любого конкретного раздела
поведенческой программы может заключаться либо в проверке (Тест)
информации от органов чувств с целью выяснить, насколько цель
приблизилась, либо в действии (Операция), направленном на частичное
изменение текущего опыта, так, чтобы он мог удовлетворить очередной
проверке (Тест) с выходом (Выход) на следующий этап программы".
|