Образование
О Центре
Концепция обучения
Тренинги и семинары
Контактная информация
Сотрудники Центра
НЛП
Принципы НЛП
О НЛП просто
Создатели о НЛП
Стандарты обучения
Техники НЛП
НЛП в бизнесе
НЛП и презентация
НЛП в общении
НЛП для личной жизни
НЛП в быту
ЭК
Об Эриксоне
История создания
Принципы ЭК
Эриксон о трансе
Калибровка
Направления
Квантовая психология
Тантра
Библиотека
Статьи
Книги
Rambler's Top100
TopCTO Образование изучение тренинги rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Эриксоновская коммуникация

Милтона Эриксона можно рассматривать как мастера стратегического подхода к коммуникации между людьми. В течение многих лет он был известен во всем мире как ведущий гипнотизер в области медицины, занимающийся исследовательской работой и использующего гипноз в терапии, в бесконечном множестве его вариантов. Стратегический подход без формального применения гипноза, разработанный Эриксоном в применении к индивидам, семейным парам и семьям, гораздо менее известен. В течение многих лет он вел обширнейший прием, где сталкивался со всеми видами психологических проблем и с семьями на всех стадиях их развития. Даже если при этом он формально не использовал гипноз, его стиль психотерапии настолько пронизан гипнотической ориентацией, что любое его действие, как кажется, имеет своим источником именно это искусство.

Транс, согласно Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном дремотном состоянии. Терапевт не "погружает" своих пациентов, они не теряют самоконтроля и ими не руководит воля другого человека. Фактически, транс - это естественное состояние, которое испытывал каждый. Самое знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса могут иметь место во время медитации, молитвы или когда мы выполняем однообразные физические упражнения, которые иногда называют "медитацией в движении". В таких случаях человек осознает, что внутренние состояния и ощущения воспринимаются более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения, которым предается меньшее значение. В таких состояниях человек имеет огромный потенциал для обучения и изменения. Большинство людей, включая многих профессионалов, имеющих клиническую подготовку, считают гипноз особой специальной ситуацией, не похожей на обычную жизненную ситуацию. Люди, не подготовленные в плане гипноза, считают, что гипноз это такая специальная процедура, когда гипнотизер говорит "расслабьтесь", и клиент "засыпает", а затем ему что-то внушается. Или же клиента просят смотреть на светящуюся точку или на какой-то объект и говорят, что сейчас его веки станут тяжелыми и он заснет. Наивный субъект считает, что если такого ритуала нет, то и гипноза нет.
Милтон Эриксон исследовал почти бесконечное количество вариантов индукций гипнотического транса. Эриксон вполне мог использовать ритуальную форму наведения транса, но он может также, не упоминая даже слова гипноз, просто разговаривать с субъектом. Он мог гипнотизировать какого-либо человека, разговаривая при этом с кем-то другим, а мог читать лекции и вместе с тем индуцировать состояние транса у определенного человека в аудитории, выделяя для этого в своей речи определенные слова или же он часто работает с человеком, который только впоследствии осознает, что его гипнотизировали, если он вообще это осознает.
Исходя из результатов подобных экспериментов, Эриксон пришел от понимания транса как состояния человека к его пониманию как определенного типа взаимодействия между двумя людьми.
Вот некоторые принципы Эриксоновской коммуникации:

  1. Люди больше реагируют на подсознательные воспоминания и обобщения (внутренние карты или модели), чем на то, что они видят, слышат и к чему прикасаются в настоящий момент.
  2. Люди всегда делают лучший для себя выбор (из тех, которые доступны в их модели).
  3. Диагноз (ярлык), метафора, объяснение или теория, используемые, чтобы передать представление о человеке, не являются самим человеком, хотя эти ожидания могут стать самоисполняющимися пророчествами.
  4. Уважайте все сообщения собеседника.
  5. Человек не может избежать коммуникации.
  6. Помогите клиенту добавить возможности выбора; никогда не отнимайте выбор.
  7. Ресурсы, необходимые человеку, можно найти в нем самом; источником ресурсов является его жизненный опыт.
  8. Встречайтесь с клиентом в его модели мира; подстраивайтесь… подстраивайтесь… подстраивайтесь… а затем ведите.
  9. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, будет наиболее влиятельным членом системы.
  10. Если задача слишком трудная, разделите ее на более мелкие компоненты.

И, пожалуйста, помните: слово-это сильнейшее оружие. Оно может причинять и вред и пользу. Будьте точны и аккуратны в его использовании!

© 2003, "НьюНЛП.ру", NLPtrener@mail.ru, тел. (095) 374-59-93 

Используются технологии uCoz