Эриксон о трансе и гипнозе
"Мне приходилось тратить слишком
много времени на одного пациента. А я предпочел бы работать
сразу с группой людей и учить их думать, правильно подходить
к проблеме. Ко мне приходили десятки писем, в которых говорилось:
"Вы полностью изменили мое общение с пациентами. Я принимаю
много пациентов, но вижусь с ними меньше. Я стал принимать больше
пациентов, но теперь могу уделить им меньше времени".
"Они приходят сюда, и я рассказываю им истории. После чего они
уходят домой и меняют способ своих действий".
Мы многому учимся на сознательном уровне, а потом забываем то,
чему научились, и используем автоматический навык. Понимаете,
у меня было огромное преимущество перед другими. У меня был
полиомиелит, я был полностью парализован, а воспаление было
таким, что ощущения были тоже парализованы. Я мог двигать глазами
и слышать. Мне было очень одиноко лежать в кровати будучи не
в состоянии двигаться и только смотреть по сторонам. Я лежал
в изоляции на ферме, где кроме меня были семь моих сестер, брат,
двое родителей и сиделка. Что я мог сделать, чтобы хоть как-то
развлечь себя? Я начал наблюдать за людьми и всем, что меня
окружало. Я скоро узнал, что мои сестры могут говорить "нет",
имея в виду "да". И они могли сказать "да", подразумевая в то
же самое время "нет". Они могли предложить одна другой яблоко
и взять его обратно. Я начал изучать невербальный язык и язык
движений тела.
Коммуникация - это очень сложная
вещь. Выражение нашего лица, глаз, то, как мы держим тело и
двигаем им, как двигаем руками, ногами и головой и так далее,
движения отдельных мускулов - все это выдает массу информации.
Видите ли, вызывание транса не должно быть трудным. Нужно только,
чтобы ваш голос звучал уверенно. Самым главным является просто
ваша уверенность в своей способности вызвать транс. Любой человек
может войти в транс - даже параноик - если, конечно, вы будете
аккуратно работать. Я не советую вам вводить в транс параноиков,
потому что в трансе они могут сохранить паранойяльное состояние.
Но экспериментально я установил, что все пациенты могут войти
в транс - это может любой человек.
Теперь, нужно ли знать, что вы находитесь в трансе? Нет, не
нужно. Насколько глубоким должен быть транс? Достаточен любой
уровень транса, который дает возможность вашему бессознательному
мысленно увидеть, что происходит. С помощью таких мысленных
представлений и такого понимания вы узнаете гораздо больше,
чем с помощью сознательных усилий. И вы должны использовать
свое бессознательное даже тогда, когда работает ваше сознание.
Я вхожу в состояние транса для того, чтобы стать более чувствительным
к интонациям и изменениям в речи пациентов. Для того, чтобы
лучше слышать и лучше видеть. Я вхожу в транс и забываю о присутствии
окружающих. И люди видят меня в трансе. Очевидно, что-то, что
"они приходят сюда и слушают, как я рассказываю им истории",
предполагает ожидания и общение на разных уровнях.
Например, каждый, кому довелось общаться с Эриксоном, хотел
испытать на себе различные уровни гипнотического транса. Имея
позитивные ожидания и находясь в состоянии транса, мы в наибольшей
степени открыты для воздействия и понимания смысла Эриксоновских
историй. Эриксон считал, что если слушатель "забывает" историю
- просто не помнит ее - то эффект рассказа может быть даже сильнее.
"Рассказывая истории", Эриксон, конечно, следовал древней традиции.
С незапамятных времен истории и притчи служили способом передачи
культурных ценностей, этики и морали. Даже самую горькую пилюлю
можно легко проглотить, если она покрыта сладкой оболочкой.
Прямое моральное поучение можно отбросить, но руководство и
наставления, облеченные в форму интересно рассказанной, интригующей
и приятной истории, воспринимаются легко. С этой точки зрения
истории Эриксона являются примером использования многих эффективных
приемов устной передачи, таких как юмор и включение в рассказ
интересной познавательной информации в виде малоизвестных фактов
из области медицины, психологии и антропологии. Психотерапевтические
внушения включены в истории, содержание которых далеко как от
забот пациентов, так и от открытых целей терапевта.
Транс, согласно Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает
обучение и делает открытость и готовность принять изменения
наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном дремотном состоянии.
Терапевт не "погружает" своих пациентов, они не теряют самоконтроля
и ими не руководит воля другого человека. Фактически, транс
- это естественное состояние, которое испытывал каждый. Самое
знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся
в мечты; другие формы транса могут иметь место во время медитации,
молитвы или когда мы выполняем однообразные физические упражнения,
которые иногда называют "медитацией в движении". В таких случаях
человек осознает, что внутренние состояния и ощущения воспринимаются
более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения,
которым предается меньшее значение.
В трансах пациенты начинают часто интуитивно понимать смысл
и значение сновидений, символов и других форм выражения бессознательного.
В этом состоянии они больше способны на то, что Эриксон называл
"бессознательным обучением", их меньше беспокоят собственные
мысли и бытовые мелочи. Внушения гипнотерапевта воспринимаются
менее критично, но все же если эти внушения идут вразрез с ценностными
ориентациями пациента, то либо их усвоение будет частичным,
либо они будут отвергнуты вовсе. Амнезия может сохраняться либо
в течение всего транса, либо какую-то часть времени, но она
ни в коем случае не является главной составляющей транса. Помогая
пациенту войти в транс, терапевт захватывает его внимание и
направляет его внутрь, побуждая пациента к внутреннему поиску
и к гипнотической реакции. Гипнотическая реакция, связанная
как с потребностями и ожиданиями пациента, так и с направлением
работы терапевта, возникает на основе имеющегося у пациента
"большого опыта обучения". Для того, чтобы вызвать эту реакцию,
терапевтические внушения могут быть косвенными, включенными
в содержание обычной беседы или интересного рассказа. Несколько
более специфические полезные приемы описаны в книге Эриксона
и Эрнста Росой "Гипнотерапия".
Эрнст Росой в своей книге "Гипнотические реальности и гипнотерапия",
рассматривая Эриксоновские методы индуцирования и косвенного
внушения, выделяет пять стадий этого процессам
1 - фиксация внимания,
2 - нейтрализация привычных стереотипов и системы взглядов,
3 - бессознательный поиск,
4 - бессознательный процесс и
5 - гипнотическая реакция.
Каждая последующая стадия вытекает из предыдущей. Один из наиболее
важных и полезных подходов Эриксона можно назвать "чтение мыслей".
Внимательно наблюдая за пациентом и зеркально отражая его поведение
и реакции, Эриксон дает ему понять, что он, Эриксон, по-настоящему
его знает и читает его мысли. Такое "знание" приводит к очень
близким отношениям. "Раппорт", являющийся необходимой составной
частью любой психотерапии, быстрее устанавливается именно при
гипнотерапии. (В этой связи будет интересно узнать, что первым,
кто использовал термин "раппорт" в связи с психотерапией, был
Антон Месмер.) Большинство психотерапевтов, к каким бы "школам"
они не принадлежали, сойдутся на том, что раппорт, своеобразные
"отношения врача и пациента", является центральным по важности
звеном. Тесные терапевтические отношения дают пациенту почувствовать
себя в безопасности, ощутить понимание и защищенность. Имея
такую поддержку, он может с большей уверенностью и готовностью
идти на риск, начать встречать реальность внутреннего и внешнего
мира.
Как уже говорилось в книге "Гипнотерапия", Эриксон использовал
принцип захвата внимания пациента с помощью удивления, потрясения,
сомнения или смятения, щедро сдабривая свои рассказы вопросами,
юмором, вставками и каламбурами. Каждая история имеет структуру
и сюжет, часто заканчиваясь неожиданным образом. Истории часто
подводят к моменту наивысшего напряжения, за которым следует
чувство облегчения или успеха. Использование обучающих историй
является наглядной иллюстрацией принципа, который Эриксон в
своей книге "Гипнотические реальности") сформулировал так "Когда
вы имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать
эту затею интересной. Тогда вы сможете сосредоточиться на интересной
стороне дела и не обращать внимания на тяжелую работу, которую
предстоит проделать" Так вот, сперва вы определяете контуры
этой интересной затеи в реакциях и симптомах пациента. Затем
вы выбираете одну или несколько историй, которые для начала
являются аналогиями с намерениями пациента, а затем показывают
ему более удачный замысел. Или, как Эриксон говорил своей невестке
"Куки": "Сперва ты моделируешь мир пациента. А затем ты делаешь
ролевую модель мира пациента". Скорее он считал, что у каждого
человека есть нормальное, здоровое ядро, нечто подобное тому,
что Хорни называла "реальным "я". Он знал, что рост и развитие
могут быть искажены и направлены по ложному пути множеством
способов, но он чувствовал, что задача терапевта в том и состоит,
чтобы вернуть человека на его собственный "истинный путь".
В этой связи он рассказал историю о лошади, которая забрела
во двор его дома, когда он был молодым человеком. У лошади не
было характерных примет, по которым ее можно было бы опознать.
Эриксон предложил вернуть лошадь хозяевам. Чтобы сделать это,
он просто сел на нее верхом, выехал на дорогу и предоставил
лошади самой выбирать путь. Он вмешивался только тогда, когда
лошадь сходила с дороги, чтобы попастись или побродить по полям.
Когда лошадь, наконец, пришла во двор соседа, жившего в нескольких
милях пути, сосед спросил Эриксона: "Как вы узнали, что лошадь
пришла отсюда и что она наша?" Эриксон ответил "Я не знал, а
вот лошадь знала. Все, что мне нужно было сделать, так это не
дать ей сойти с дороги". |